Куанов Аслан Махмудович

Куанов Аслан Махмудович

-

Родился в 1943 г. в ауле Джамбечий Адыгейской автономной области Краснодарского края. С раннего детства увлекался рисованием. Профессия его отца, Махмуда, была далека от искусства, но он сумел поддержать устремления сына, который получил образование в Краснодарском художественном училище (1964-1968). После окончания училища возвращается в Майкоп и устраивается на работу в Адыгейские производственные мастерские художественного фонда СССР.  В 1978 году был принят в члены Союза художников России. Аслан Куанов – активный участник разного уровня художественных выставок: Всероссийской выставки эстампа; республиканских выставок «Молодежь России», «60 лет Советской власти», «60 лет Великой Победы», «Моя Адыгея»; зональных – «Графика Юга», «Советский Юг».

Обратившись к графике, он плодотворно стал работать в офорте и его разновидности - меццо-тинто, применение которого в оттиске позволяет придать изображению некую мягкость за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне. В поисках наибольшей образной выразительности А. Куанов постоянно варьирует манеру, пластику,  композицию.

Чуть позже он  усложнил  и свои технические задачи, обогатив офорт цветом. С середины 80-х годов он активно стал осваивать технику акварели. Используя особенный прием отмывки, мастер добился  неожиданной для акварели плотности тона с помощью темной цветовой гаммы архаической загадочности.

Уже в первых работах художник стремился воплотить свои поэтические переживания. В произведениях раннего периода подкупают наблюдательность и искренность.  Графические листы  его – чаще небольшие по размерам и на первый взгляд, кажутся несколько однотипными по структурному построению, хотя на самом деле их отличает последовательность и неуклонное стремление автора создать законченное графическое произведение.

Аслан Куанов – из тех художников, которые одинаково свободно чувствуют себя во всех жанрах живописи: натюрморте, портрете, пейзаже, жанровых композициях. В лучших классических традициях выполнены его натюрморты. Они повествовательны, языком метафор и ассоциаций, автор обращается к прошлому своего народа, к его самобытности. Так в натюрмортах серии «Аульские мотивы» (1979), он умело использует предметы быта адыгов, виртуозно располагая на их поверхности разнообразные сюжеты: “Натюрморт с циновкой”, “Старые часы”, “Пора сенокосная”, “Натюрморт”.  

Художник вдохновенно воспевает и прославляет  своеобразную красоту родного края, рассказывает о людях, здесь живущих. Графические серии «Труженники моего аула» (1974), «Молодые» (1978), «Внучата» (1979) воплощают связь с родной землей, отображают основы народной жизни, преемственность поколений и одновременно проникнуты современным мироощущением.  Часто пейзажный и бытовой жанры сливаются воедино, взаимно дополняя и обогащая друг друга. В них, по существу, столь же глубоко и разносторонне воплощается тема искренней любви к человеку, красоте жизни, к миру на земле. Искусствовед Аслан Кушу  особо выделяет тонкие по мастерству цветные листы серии «Внучата»,  которые отличаются искрящейся радостью и мягкой лиричностью, цельной цветовой гаммой в мягком колорите и  уравновешенной композицией.

Привлекает художника и аульская тематика, которой посвящены графические листы «У очага» (1980), «Разговор» (1980).  В серии «Времена года» (1979)  он выводит на передний план фигуры людей. В большинстве случаев это крестьяне (кроме «Мелодии»), занятия которых определяются определенным временем года. В этом цикле автор  реалистично отражает круговорот природы. При этом внимание автора уделено не только внешним признакам, но и смене внутреннего ритма. В них он во главу угла ставит извечную тему гармоничного единства человека и природы.  Человек, пользуясь благами природы, добытыми нелегким трудом, ощущает себя ее частью. 

В работах «Танец» (1975), «Песня табунщика» (1975),  «Сон» (1980),  он остро чувствует свою духовную причастность к культурной традиции родного края, в творчестве своем он сохраняет масштаб всеобщего. В результате, обращаясь к народному творчеству,  художник познает мир, познавая самого себя. Эта тема наиболее ярко раскрывается  в серии «Народные мастера» (1982), выполненной художником в технике цветного офорта (рис. 3). Оценивая эту серию, искусствовед Н. Ловпаче отмечает, что для нее характерен более угловатый рисунок, чем в других его работах, «довольно резкий тоновой контраст, статичность фигур (кроме «Кузнеца»), но динамичность рук, что подтверждает адыгский термин «1эпэ1эсагъ» - мастерство». 

Художник много работает. Не всегда все увиденное буквально переносится на полотна – действует сложный процесс внутренней обработки воспринимаемой художником действительности. Так, в триптихе «Жизнь» (1981)  тема повседневного приобретает необычайно лирическое звучание: “Нежность”, “Любовь к свету”, «Память». В этом заключена для мастера поэзия, не перестающая питать и духовно обогащать искусство.

А. Куанова также увлекает работа над образами исторических личностей, представителей культуры и спорта Адыгеи. В собрании Северокавказского филиала Государственного музея Востока представлены два портрета  – адыгского просветителя Сафербия Сиюхова и тренера Якуба Коблева. В этих портретах отразились цельность натуры художника, обостренное чувство национальной гордости, самосознания. Его герои – интеллектуалы, которых волнуют проблемы их эпохи. Это люди спокойные и мудрые, в них все гармонично, и отсюда – ощущение величия их духа.

Аслан Куанов часто обращается в своем творчестве к теме Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Своеобразна в этом отношении работа «Могила неизвестного» (1977), в которой изображен эпизод не военного сражения, а его последствия, когда адыгские женщины, похоронив погибшего русского солдата, прощаются с ним у могилы. Колорит работы сдержанный, фигуры расположены монументально, все это подчеркивает торжественность и скорбь. В этом сюжете художественно-выразительно показана антигуманная, жестокая сущность войны.

Начав свой творческий путь с графики, художник увлекся потом живописью, которая заполнила в последние десятилетия все его творчество. Ему подвластны почти все жанры живописи: бытовой, портретный, исторический, а также – пейзажный и натюрмортный.

В картинах бытового жанра на разные темы художник правдиво раскрывает языком живописи их содержание, характеры простых людей, их различные психологические состояния, радости, грусти, печали. Это такие работы как «Ученическая бригада, «Ветераны колхоза», «Осенние заботы», «Делать добро», «Песня-плач». Радость, спокойствие, умиротворение излучает, написанная в светлой, теплой цветовой гамме картина «Человек родился». Эта картина образно выражает идею человечности, красоты и миролюбия.

Ряд своих картин автор посвятил исторической тематике, которые отличаются образностью и достоверностью художественного решения, ярко отражают отдельные периоды истории адыгов: «Сэтэнай» (Русско-Кавказская война), «Тугузук Казбич Хадж» (портрет известного полководца), «Комиссар народа» (образ общественного деятеля Ш. Хакурате, выступающего с речью перед аульчанами). Триптих «Переселение черкесов (пр. часть «Прощание», цен. часть «Переселение черкесов», лев. часть «Обреченные»).

Эпической красотой, живописностью отличаются и горные пейзажи Куанова. Художник нашел удачные ракурсы, чтобы отобразить в красках величие и красоту Кавказских гор в разных состояниях освещения, утром, в полдень и вечером. Это полотна «Утро в горах», «Горное озеро», «Последний луч», «Туман».

Спортивная тема интересно решена в панорамной картине «Самбо в Адыгее», центром композиции которой является схватка борцов, окруженных по периметру большой группой людей (зрителей, судей, спортсменов). В этой многофигурной картине наиболее полно раскрылся талант художника как мастера композиции и живописи.

Таким образом, Аслан Куанов, используя в своем творчестве различные приемы и формы художественного выражения, никогда не изменяет главному – своему восприятию национальных художественных традиций, прокладывая мост к глубинным явлениям национальной культуры. За большой вклад в развитие изобразительного искусства Республики Адыгея ему присвоены почетные звания: Заслуженный художник Республики Адыгея и Народный художник Республики Адыгея (1995).

 

 

Резчик по дереву. Из серии "Народные мастера"
Размеры 24x18
Материал, техника: Бумага, цветной офорт
Художественный стиль: реализм

Автор картины: Куанов Аслан Махмудович

Подробнее о картине
На току. Из серии "Труженики моего аула"
Размеры 32x24
Материал, техника: Бумага, офорт
Художественный стиль: соцреализм

Автор картины: Куанов Аслан Махмудович

Подробнее о картине
Механизаторы. Из серии "Труженики моего аула"
Размеры 32x24
Материал, техника: Бумага, офорт
Художественный стиль: соцреализм

Автор картины: Куанов Аслан Махмудович

Подробнее о картине
Табунщики. Из серии "Труженики моего аула"
Размеры 40x32
Материал, техника: Бумага, офорт
Художественный стиль: соцреализм

Автор картины: Куанов Аслан Махмудович

Подробнее о картине
Праздник урожая. Из серии "Труженики моего аула"
Размеры 32x24
Материал, техника: Бумага, офорт
Художественный стиль: соцреализм

Автор картины: Куанов Аслан Махмудович

Подробнее о картине
Свидание. Из серии "Молодые"
Размеры 32x24
Материал, техника: Бумага, офорт
Художественный стиль: соцреализм

Автор картины: Куанов Аслан Махмудович

Подробнее о картине
Семья табунщика. Из серии "Молодые"
Размеры 32x24
Материал, техника: Бумага, офорт
Художественный стиль: соцреализм

Автор картины: Куанов Аслан Махмудович

Подробнее о картине
Виноградные лозы. Из серии "Молодые"
Размеры 32x24
Материал, техника: Бумага, офорт
Художественный стиль: соцреализм

Автор картины: Куанов Аслан Махмудович

Подробнее о картине