Хуажев Рамазан Довлетбиевич

Хуажев Рамазан Довлетбиевич

Родился в 1960 году в ауле  Хатажукай Шовгеновского района Адыгейской автономной области.  В детстве Рамазан нередко помогал отцу Довлетбию в столярной мастерской, а за успехи в рисовании не раз заслуживал похвалу школьного учителя. С легкой руки дяди, заметившего его способности, юношу отправили учиться на художественно-графическое отделение педучилища в Майкопе (ныне — Адыгейский педагогический колледж им. Х.Б. Андрухаева), которое он окончил в 1980 году. 

После армии он работал художником-оформителем в  Адыгейском драматическом театре, а позже в мастерских городского парка Майкопа, куда поступали заказы на оформительские работы со всей области. В них Рамазан Хуажев проработал до середины 1990-х годов. В 2000 году он стал членом Союза художников России, а в 2012 году окончил кафедру изобразительного искусства и дизайна Института искусств Адыгейского Государственного университета.

Творческое своеобразие мастера декоративно-прикладного искусства Рамазана Хуажева заключается в его особом отношении к традициям и истории адыгов, к искусству прошлых лет и современности.  В его  работах  органично сплетаются многие качества: обобщенность народных образов, красота пластики, декоративность композиции, деликатность деталей и богатство фактуры.

Он любит и ценит то, что окружает его с момента рождения – родных, аульчан, реку Фарс.  И, несмотря на то, что Рамазан уже давно не живет в ауле, он все же испытывает ненасытное желание  прикоснуться к неисчерпаемому источнику, который придает ему сил для вдохновенного труда. Старик со старухой,  неторопливо едущие на арбе, запряженной буйволами; мальчик, помогающий бабушке по хозяйству; крестьяне, заботливо укладывающие урожай в закрома; дед с внуком, поющие под аккомпанемент бабушки – вот сюжеты его панно из серии «Будни». Но за ними непреходящие ценности жизни - маленькие истории и образы, таящиеся где-то в подсознании, которые обретают жизнь как бы помимо усилий художника, легко и естественно формируясь под резцом мастера.

Композиционное чутье  художника  наиболее ярко проявляется в декоративных блюдах,  которые он украшает родовыми знаками и элементами традиционного адыгского орнамента.  Это своеобразная творческая лаборатория художника,  в которой он с удовольствием  экспериментирует, проверяя свои художественные и технические возможности. Так, например, блюдо «Вдохновение» он украшает густым растительным узором,  а «Весну»  -  лаконичным, но тонирует его яркими акцентами.  Часто в своих произведениях Рамазан обращается к сложной технике - насечка металлом. Для этого он использует плотный материал – дерево твердых пород, чаще всего грушу, которая хорошо распаривается на огне и легко принимает нужную форму, а затем и прочно удерживает кусочки инкрустации.

Род, семья, отечество – основные ценности человеческого существования, которые затрагивает  художник в своем творчестве.  Видимо, поэтому, так основательно и прочно  строит он композицию блюда  «И будет род…»  из прорастающих друг из друга трилистников, изображенных на фоне  заключенных в сектора  родовых знаков.  Трилистник  отождествляется в данном случае с культурным символом рода,  фактором его объединяющим.

В основе декора триптиха «Геральдический этюд» -  орел, который является  символом власти, господства, величия, храбрости, веры  и победы.  Художник  изображает его то летящим грудью вперед, то монументально стоящим с поднятыми вверх крыльями. Вокруг орла по кругу расположены восьмиконечные звезды, символизирующих вечность, свет, высокие устремления и идеалы.  На  щите – три метко бьющие стрелы нарта Тлепша, достающих врага в небе, под водой и под землей.

Работа «Материнство» привлекает необычностью художественного и изобразительного решений.  Женская и детская фигуры пластически объединены друг с другом. Их единство достигается за счет структурной крепости движения, согласованности  лаконичных крупномодульных  ритмов, развивающейся изнутри фактуры. Все это живет в естественной гармонии с душой дерева.

В «Песне ашуга» Рамазан Хуажев воспевает мудрость и  героизм народных сказителей, которые не дают безвозвратно проносящемуся потоку  времени унести в вечность предания и сказки адыгов.  Работа притягивает своей монументальностью, благородством и сосредоточенностью.

Более динамично построена композиция работы «Праздник. Скачки».  В центре  – три старца - судьи, внимательно следящие за скачками. Всадники на лошадях стремительно двигаются по кругу. Статичная фигурка барана в нижней части работы немного успокаивает этот динамичный бег.  Круг олицетворяет совершенство, единство, вечность, это символ полноты, законченности, который может заключать в себе идею и постоянства, и динамизма.  Внутри круга  –   мир земной, а вот за ним – мир на небесах, здесь также парят над облаками наперегонки с птицами четыре наездника. Работа пронизана ощущением радости, необыкновенной и неизбывной, всепобеждающей силы жизни, верой в то, что духовная радость не противоречит телесной. 

С 2008 по 2018 года Рамазан Хуажев возглавлял Союз художников Адыгеи. В его творческой биографии — участие в международных, всероссийских и региональных выставках. В 2011 году стал лауреатом Национальной премии в области современного изобразительного и декоративно-прикладного искусства России «Русская галерея — ХХI век» и был удостоен серебряной медали в номинации «За развитие традиционного национального искусства народов России». С 2014 года в своей альма-матер — Адыгейском республиканском педагогическом колледже им. Х.Б. Андрухаева передает знания студентам отделения дизайна. В 2015 году заслуги Рамазана Хуажева в области искусства были отмечены присвоением почетного звания Заслуженный художник Республики Адыгея.

Рамазан Хуажев  –  мастер, который находится в поиске оригинального решения, ведет непростой диалог со зрителем, ищет новые способы взаимодействия традиционного адыгского орнамента и пространства.

Работы художника хранятся в Северо-Кавказском филиале Государственного музея Востока,  Национальном музее Республики Адыгея, Картинной галерее Республики Адыгея и в частных коллекциях России и за рубежом. 

 

Born in 1960 in the village of Khatazhukai in the Shovgenovsky district of the Adygei Autonomous Region. As a child, Ramazan often helped his father Dovletbiy in the carpentry workshop, and for his success in drawing he more than once deserved the praise of a school teacher. With the light hand of his uncle, who noticed his abilities, the young man was sent to study at the art and graphic department of the Maikop Pedagogical College (now the Adyghe Pedagogical College named after Kh.B. Andrukhaev), which he graduated in 1980.

After the army, he worked as a graphic designer in the Adyghe Drama Theater, and later in the workshops of the Maykop City Park, where orders for design work were received from all over the region. Ramazan Khuazhev worked in them until the mid-1990s. In 2000 he became a member of the Union of Artists of Russia, and in 2012 he graduated from the Department of Fine Arts and Design of the Institute of Arts of the Adyghe State University.

The creative originality of the master of decorative and applied arts Ramazan Khuazhev lies in his special attitude to the traditions and history of the Circassians, to the art of past years and the present. Many qualities are organically intertwined in his works: the generalization of folk images, the beauty of plasticity, the decorativeness of the composition, the delicacy of details and the richness of texture.

He loves and appreciates what surrounds him from the moment of birth - relatives, villagers, the Fars River. And, despite the fact that Ramazan has not lived in the village for a long time, he still feels an insatiable desire to touch the inexhaustible source, which gives him strength for inspired work. An old man and an old woman, leisurely riding a cart drawn by buffaloes; a boy helping his grandmother with the housework; peasants carefully stacking their crops in bins; grandfather and grandson singing to the accompaniment of grandmother - these are the plots of his panel from the series "Everyday Life". But behind them are the enduring values of life - small stories and images lurking somewhere in the subconscious, which take on life, as it were, in addition to the efforts of the artist, easily and naturally forming under the chisel of the master.

The compositional flair of the artist is most clearly manifested in decorative dishes, which he decorates with tribal signs and elements of traditional Adyghe ornament. This is a kind of creative laboratory of the artist, in which he experiments with pleasure, testing his artistic and technical capabilities. So, for example, he decorates the dish “Inspiration” with a dense floral pattern, and “Spring” with a laconic one, but tones it with bright accents. Often in his works, Ramadan refers to a complex technique - a notch with metal. To do this, he uses a dense material - hardwood, most often a pear, which steams well on fire and easily takes the desired shape, and then firmly holds the pieces of inlay.

Genus, family, fatherland are the main values of human existence, which the artist touches upon in his work. Apparently, that is why, so thoroughly and firmly, he builds the composition of the dish “And there will be a generation ...” from shamrocks sprouting from each other, depicted against the background of generic signs enclosed in sectors. The shamrock is identified in this case with the cultural symbol of the clan, the factor that unites it.

At the heart of the decor of the triptych "Heraldic Study" is an eagle, which is a symbol of power, domination, greatness, courage, faith and victory. The artist depicts him either flying chest forward, or standing monumentally with wings raised up. Around the eagle in a circle are eight-pointed stars, symbolizing eternity, light, high aspirations and ideals. On the shield there are three well-aimed arrows of the Tlepsh sledge, reaching the enemy in the sky, under water and underground.

The work "Motherhood" attracts with its unusual artistic and visual solutions. The female and child figures are plastically united with each other. Their unity is achieved through the structural strength of the movement, the consistency of laconic large-scale rhythms, which develops from within the texture. All this lives in natural harmony with the soul of the tree.

In the Song of the Ashug, Ramazan Khuazhev sings of the wisdom and heroism of folk storytellers who do not allow the irretrievably flowing stream of time to carry away the legends and fairy tales of the Circassians into eternity. The work attracts with its monumentality, nobility and concentration.

The composition of the work “Feast. Jumps. In the center - three elders - judges, closely watching the races. Riders on horseback are rapidly moving in a circle. The static figure of a ram at the bottom of the work calms this dynamic run a little. The circle represents perfection, unity, eternity, it is a symbol of completeness, completeness, which can contain the idea of both constancy and dynamism. Inside the circle is the earthly world, but behind it is the world in heaven, here also four riders soar above the clouds racing with birds. The work is imbued with a sense of joy, an extraordinary and inescapable, all-conquering power of life, a belief that spiritual joy does not contradict bodily joy.

From 2008 to 2018 Ramazan Khuazhev headed 

l Union of Artists of Adygea. In his creative biography - participation in international, all-Russian and regional exhibitions. In 2011, he became a laureate of the National Prize in the field of contemporary fine and decorative arts of Russia "Russian Gallery - XXI Century" and was awarded a silver medal in the nomination "For the development of traditional national art of the peoples of Russia." Since 2014, in his alma mater - the Adyghe Republican Pedagogical College named after. H.B. Andrukhaeva transfers knowledge to students of the design department. In 2015, the merits of Ramazan Khuazhev in the field of art were awarded the honorary title of Honored Artist of the Republic of Adygea.

Ramazan Khuazhev is a master who is in search of an original solution, conducts a difficult dialogue with the viewer, and is looking for new ways of interaction between the traditional Adyghe ornament and space.

The artist's works are kept in the North Caucasian branch of the State Museum of the East, the National Museum of the Republic of Adygea, the Art Gallery of the Republic of Adygea and in private collections in Russia and abroad.

Блюдо декоративное "И будет род..."
Размеры Диаметр 50 см
Материал, техника: Тонированная липа, резьба
Художественный стиль: орнаментализм

Автор картины: Хуажев Рамазан Довлетбиевич

Подробнее о картине
Блюдо декоративное "Муслимат"
Размеры диаметр 50 см.
Материал, техника: Тонированная груша, резьба
Художественный стиль: орнаментализм

Автор картины: Хуажев Рамазан Довлетбиевич

Подробнее о картине
Блюдо декоративное "Вдохновение"
Размеры Диаметр 62 см
Материал, техника: Тонированная груша, резьба
Художественный стиль: орнаментализм

Автор картины: Хуажев Рамазан Довлетбиевич

Подробнее о картине
Блюдо декоративное "Сусанна"
Размеры Диаметр 50 см
Материал, техника: Тонированное красное дерево, резьба
Художественный стиль: орнаментализм

Автор картины: Хуажев Рамазан Довлетбиевич

Подробнее о картине
Блюдо декоративное "Родовой знак семьи Хуажевых"
Размеры Диаметр 55 см
Материал, техника: Тонированная груша, резьба
Художественный стиль: орнаментализм

Автор картины: Хуажев Рамазан Довлетбиевич

Подробнее о картине
Блюдо декоративное "Родовой знак семьи Сиюховых"
Размеры Диаметр 60 см
Материал, техника: Тонированное дерево, резьба
Художественный стиль: орнаментализм

Автор картины: Хуажев Рамазан Довлетбиевич

Подробнее о картине
Блюдо декоративное "Родовой знак семьи Бельмеховых"
Размеры диаметр 64 см.
Материал, техника: Тонированная липа, резьба
Художественный стиль: орнаментализм

Автор картины: Хуажев Рамазан Довлетбиевич

Подробнее о картине
Блюдо декоративное "Ася"
Размеры Диаметр 52 см
Материал, техника: тонированный клен, резьба
Художественный стиль: орнаментализм

Автор картины: Хуажев Рамазан Довлетбиевич

Подробнее о картине