17 апреля в 11.00 ч. в режиме видеоконференции научная группа Северокавказского филиала Государственного музея Востока, выполняющая проект «Культурные диффузии черкесов Турции и России: искусствоведческий и социокультурный анализ», финансируемый Российским фондом фундаментальных исследований, провела Круглый стол на тему «Образы, стили и направления в изобразительном искусстве художников-черкесов».
В работе Круглого стола приняли участие 18 ученых и художников из Стамбула, Москвы, Краснодара и Майкопа: доктор социологии Университета Стамбул Айдын Джемре Жаде, доктор философских наук, доктор искусствоведения П.С. Волкова, доктор философских наук И.А. Аполлонов, доктор исторических наук Е.М. Малышева, кандидат исторических наук Г.Л. Годизов, кандидат философских наук А.Г. Лугинина, кандидат педагогических наук И.В. Митус, кандидат искусствоведения М.Г. Куек, кандидат социологических наук Т.С. Позднякова, театровед, член Союза театральных деятелей С.С. Шхалахова, магистр международных отношений университета Кадир Хас Башол Элчин, заместитель директора по учету и хранению Северокавказского филиала ГМВ Ж.Х. Куек, заместитель директора по развитию СКФ ГМВ Ф.Х. Сулейманова, старший научный сотрудник СКФГМВ Л.А. Хуако, научный сотрудник отдела Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера Государственного музея Востока М.Ю. Филатова, художники – Ахмед Йозел и Наталья Мартыненко.
Процесс исследования художественных стилей и направлений в изобразительном искусстве далек от завершения и сегодня дальнейшее его изучение представляется актуальным. Открывая круглый стол, модератор круглого стола доктор искусствоведения, профессор Адыгейского Государственного Университета А.Н. Соколова отметила сложность и неоднозначность темы, запутанность терминологии, а также проблемы предметного и беспредметного в искусстве, не только в северокавказском регионе, но и в мировом искусстве. Говоря о творчестве адыгских художников, она указала четкую направленность на узкий круг тем, используемых ими в своих произведениях, на различие художественных доминант художников-адыгов России и Турции.
С небольшой презентацией своих произведений выступили художники Павел и Наталья Мартыненко, предложив исследователям определить стиль их произведений, тем самым вызвав много споров.
Весьма интересным было выступление П.С. Волковой, известной не только своими научными исследованиями, но и публичными лекциями. Она представила свои размышления на тему национального искусства. По ее убеждению, стиль – это сам человек, в том числе, и стиль национальный, так как он обогащает всех тех, кто включается в диалог с произведениями представителей и носителей национального стиля и благодаря этому они обогащают свое представление о мире, которое создается на базе собственного стиля зрителя.
Речь идет о проблемах смысла и значения, - подчеркивает Полина Волкова. А смысл в отличие от объективного значения понятие интерсубъективное, если говорить о духе, который не имеет границ. Специфичность, уникальность, важность и значимость национальных стилей заключается в том, что рождаясь в лоне конкретного этноса, представителя определенной ментальности, такой национальный стиль, в итоге, неся в себе субъективное начало, становиться интерсубъективным, потому что те средства, которыми представитель того или иного этноса актуализирует извечные проблемы бытия, извечные смыслы, это становиться универсальным. Также П. Волкова подняла вопрос о беспредметном и предметном искусстве. По ее мнению предметное искусство это то, которое минимизирует ситуацию непонимания и у зрителя создается впечатление, что он все про произведение знает. А беспредметное искусство будит мысль, создает ситуацию непонимания, все, что уводит от атрибуции к интерпретации.
Аполлонов И.А. продолжил тему, высказав свою точку зрения об осмысленности в искусстве, о предметном и беспредметном в искусстве. По его мнению, попытка освободиться от предметности, запустив ряд свободных ассоциаций, характерных для многих современных художественных направлений, не является преимуществом в плане осмысленности, наоборот, она замыкает человека в этот ряд ассоциаций. Тогда как смысл по сути своей интерсубъективен, это всегда диалог одного субъекта с другим субъектом. Эти субъекты могут быть как внутри самого человека, так и в диалоге художника со зрителем. А снижение предметности ведет к абстрактности этого смысла, что противоречит самой сути художественного способа осмысления мира.
Также, по мнению И.А. Аполлонова, многие исследователи, говоря о временных понятиях искусства, часто обращаются к его прошлому, настоящему и будущему, забывая, о таком модусе как вечность. А ведь творчество любого автора обращено не ко времени, а к вечному. Именно соединение сиюминутного и вечного отличает истинное искусство и художественную правду от всего наносного, которое забудется через несколько лет.
Лугинина А.Г. считает, что если говорить о художественных стилях и направлениях, то это, прежде всего, касается связи поколений. Будучи преподавателем высшего учебного заведения, она столкнулась с тем, что современная молодежь не совсем готова к сложному актуальному искусству, которое в тоже время заставляет их задуматься, рефлексировать. Она утверждает, что задача преподавателя пробудить через современное искусство когнетивные способности учащихся и некоторое смыслообразование, что поможет им встроиться в нарастающую технологичность и виртуальность.
Куек Ж.Х. в своем выступлении отметила роль кураторства в продвижении художественных направлений, а Хуако Л.А., продолжив эту тему, рассказала о наиболее запоминающихся выставочных проектах музея и своем опыте работе в них.
Сулейманова Ф.Х. обратила внимание слушателей на такой феномен изобразительного искусства как полистилизм, рассмотрев его на примере современных художников Кабардино-Балкарии. Указала истоки этого феномена и высказала мысль, что это искусство имеет замечательный потенциал, получит выход на диалог культур, на созидание современной художественной космогонической картины мира адыгов.
Особый интерес вызвало выступление кандидата исторических наук Г.Л. Годизова, который остановился на теме «Археологические мотивы в произведениях адыгских художников». На богатом иллюстративном материале им была продемонстрирована широкая картина использования археологических мотивов в творчестве Абдулаха Берсирова, Нурбия Ловпаче, Юрия Сташа и других. Доктор исторических наук Е.М. Малышева в преддверии празднования 75-летия Победы представила доклад на тему Великой Отечественной войны в работах художников Адыгеи.
Международный статус круглому столу придало выступление художника Ахмеда Йозела и доктора социологии Джемре Жаде из Турции. Ахмед Йозел говорил о том, что искусство художников Турции имеет корни с прошлым адыгов, но сегодня, - считает он, – художники - адыги не должны отрываться от мирового искусства, а должны найти свое особое место в нем. Он предлагает использовать в творческом процессе универсальные символы, понятные всем. Также Ахмед Йозел предложил проводить Биеннале, где выставляли бы свои работы художники-кавказцы со всего мира.
Джемре Жаде представила работы недавно ушедшего из жизни художника-графика из Турции Д. Эрджена, который тоже должен был участвовать в работе круглого стола. Она отметила, что художник мечтал, о том, чтобы в адыгской диаспоре было много достойных профессиональных художников.
Театровед, член Союза театральных деятелей Светлана Шхалахова выступила с докладом, посвященным творчеству адыгских художников из диаспоры, она выделила несколько факторов, определяющих художественные особенности их искусства.